Средний формат

Исторически среднеформатная фототехника возникла как альтернатива большому формату. Фотоаппараты среднего формата (с размером кадра меньше 9Х12 см.) были меньше, легче, а главное, предлагали большую оперативность, что оценили репортёры. Развитие оптики и фоточувствительных материалов привело к появлению ещё более привлекательного для репортёров малого формата (35-мм. плёнка), ставшего и наиболее распространённым. Однако повышение эксплуатационных свойств фототехники ценой экспонируемой площади сопряжено и с некоторой потерей в качестве.

В силу того, что разрешающая способность объективов и регистрирующих элементов (фотоплёнки, цифровой матрицы) ограничена, большей детализации снимков – при прочих равных условиях – позволяют добиться бόльшие по размерам объективы, плёнки и матрицы. Однако оправдана такая детализация в основном при пейзажной или архитектурной фотосъёмке, предполагающей возможность очень больших размеров конечного отпечатка.

От малого формата средний отличается так же меньшей глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП). Это делает средний формат удобным для портретной фотосъёмки. Но для большинства других задач малая ГРИП становится существенной помехой, вынуждая прикрывать диафрагму до f/16 и больше, и, соответственно, увеличивать выдержку, что не всегда приемлемо.

Поскольку «средний формат» – довольно расплывчатое понятие, не имеющее единого стандарта, фотоаппараты среднего формата обычно имеют сменные задники, под плёнку разных размеров. С развитием в фотографии цифровых технологий стали появляться и цифровые задники.

Обзор основных систем можно свести к двум брендам – Mamiya и Hasselblad. Обе фирмы завоевали доверие профессионалов ещё во времена плёнки, но и в новом веке лидирующих позиций не сдают. На рынке и Hasselblad, и Mamiya представлены целым семейством среднеформатных цифровых камер. Mamiya – камерами 645AFD, 645DF, RZ67, RB67, совместимыми с линейкой цифровых задников DM22, DM28, DM33, DM40, DM56, максимальным разрешением от 22 до 56 Мп. Hasselblad – сериями H3D, H4D, с максимальным разрешением 30–60 Мп.

Ещё стоит упомянуть появившуюся в 2008-м году цифровую среднеформатную систему Leica S, а так же представленный в этом году Pentax 645D – первую модель среднеформатного цифровика от Hoya Corporation.

Pentax 645D имеет в «роду» несколько плёночных представителей среднего формата, а стоит существенно меньше Leica, Mamiya или Hasselblad. Но даже при этом среднеформатная техника остаётся уделом профессионалов, отдающих предпочтение исключительному качеству и неспешной студийной или видовой съёмке. Для более широкого спектра задач больше подойдут малоформатные зеркалки или, например, недавно появившиеся Беззеркальные камеры со сменной оптикой.

Сергей Титов, специально для AlexLeoshko.com

Нравится пост? Поделись с друзьями!

Комментарии

Имя:  Email:
Комментарий:
Введите ответ:
службы мониторинга серверов